ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ

i 510Тихонова Людмила Михайловна

Россия, г. Тольятти,

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 38

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В памятниках религиозной культуры заключена мудрость многих поколений людей, они всегда были и будут нужны людям, так как несут в себе непреходящие ценности. Изучение культового искусства приобщает учащихся непросто к культуре прошлого, а к истории духовной жизни человечества. При этом главное – не обретение различных знаний в области архитектуры, живописи или литературы, а постижение их смысла, культурного значения, понимание традиций и художественного вкуса народа.

Все это поможет сформировать ценности, на основе которых решаются мировоззренческие проблемы. Причем каждый человек в определенном историческом времени и пространстве открывает и решает их заново для себя и по – своему. На пути их решения и осуществляется духовное восхождение личности. Духовное восхождение, по мнению исследователя Володиной Н. В., «есть путь к постижению истины, добра и красоты и других высших ценностей. На этом пути определяется способности человека мыслить и действовать, не только утилитарно, механически – функционально, но и соотносить свои действия с высшими нравственными критериями».1 Духовности присуще и такие ценности как чувство гордости и любовь к своей Родине, патриотизм, гражданственность. Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации нацеливает учителя истории на необходимость формировать в процессе обучения у подрастающего поколения историческое сознание, которое и включает в себя общечеловеческие гуманистические идеи.

Известно, что в школьном курсе истории основное внимание уделяется изучению экономики, политики и общественных отношений. В учебниках эти темы стоят на первом месте. Культуре же выделяется наименьшее количество часов. А ведь именно история российской культуры имеет не только познавательное, но и огромное воспитательное значение, прежде всего в смысле формирования у подрастающего поколения патриотических и гражданских качеств. Обращение к высоким культурным ценностям может стать надежной основой

1Володина Н. В., Роль культового искусства в духовной жизни современной России., Социально – гуманитарные знания, 2003, № 1, с. 258 – 259.

нравственного возрождения людей. Благородная идея воспитания любви к Отечеству реализуется не только на рассказах о войнах и военных походах, а на уважении и понимании достижений культуры своего народа, на том, какой вклад внесла твоя страна в мировую культурную сокровищницу. Для образования, воспитания, умственного, нравственного и духовного формирования подрастающих граждан России знание культуры имеет первостепенное значение. Религиозная культура формировалась на протяжении многих веков. Рассмотрим лишь одну тему: «Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации», которая, к сожалению, занимает всего один параграф учебника истории 10 класса автора Сахарова А. Н. За столь короткое время нужно рассмотреть уровень развития культуры, влияние на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Византии, решить проблемный вопрос: «Сыграл ли конфессиональный фактор существенную роль в формировании русской цивилизации?»; познакомиться с письменностью, архитектурой, живописью этого времени. Согласитесь, довольно много задач стоит перед учителем. Но, тем не менее, применяя различные педагогические технологии, в частности использование компьютерных технологий, можно построить урок таким образом, чтобы как можно полнее раскрыть духовное богатство памятников религиозного искусства данного периода, развить эстетический вкус и культурный кругозор молодежи. Для изучения данной темы используется материал мультимедийного пособия «Древнерусская культура»1. Для лучшего понимания темы учащиеся, используя различные информационные источники, составили терминологический словарь, содержащий понятия: культура, летопись, проповедь, игумен, фольклор, крестово – купольное строение, былины, фреска, икона, мозаика, храм, скань, зернь. Обсуждая вопрос: «Какое значение имело принятие христианства для развития искусства и культуры в целом?» учащиеся пришли к выводу, что после принятия христианства произошли не только важные политические изменения, но и христианизация Руси дала мощный толчок развитию религиозной культуры. Произошло усиление влияния церкви в области литературы, архитектуры, искусства, взаимообогащение языческой и христианской культуры. Принятие христианства также способствовало распространению письменности. Велика заслуга в этом Кирилла и Мефодия о деятельности, которых учащиеся к уроку подготовили доклад. Учитель сообщает о том, что распространение письменности и грамотности привело к рождению и развитию древнерусской литературы. Литература Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием: религиозная литература – проповеди, поучения в благочестии, Жития святых; историческая литература - летописи.

1 см. Древнерусская культура. Литература и искусство. ДиректМедия Паблишинг, М., 2004.

Знакомясь с содержанием «Слово о законе о благодати», «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха своим детям» учащиеся определили особенности каждого жанра, нашли общие черты содержания этих произведений. Ребята отметили, что всем произведениям характерны идеи религиозно – нравственного выбора, веры, христианские общечеловеческие ценности, дается нравственная оценка человека, правителя. В этих источниках говорится о жизни людей, пронизанной божественными началами. Культовый характер искусства особенно ярко проявился в архитектуре. Храмы имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа. Рассматривая иллюстрации Софийского собора в Киеве, Новгороде и Полоцке, Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире, храма Покрова на Нерли, учитель обращает внимание на монументальный характер архитектуры, профессиональные приемы и техники мастеров, которые находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. После просмотра учащимся были заданы вопросы:

Часто ли вы бываете в церкви?

Каковы ваши личные впечатления при посещении храма?

Какие чувства охватывают вас?

О чем вы думаете в храме?

Вопреки общепринятому мнению о бездуховности молодежи, разговор получился интересный, наполненный глубоким нравственным смыслом. Опираясь на свой жизненный опыт, ребята рассуждали о смысле жизни, добре и зле, о свободе выбора, о духовной чистоте, внутреннем покое, о нравственности и безнравственности, о справедливости и любви, о внутренней красоте, о необыкновенном убранстве, о людях истинно верующих в Бога. При изучении иконописи, класс делится на творческие группы. Учащиеся получили задание: внимательно посмотреть на иконы: ангел «Златые власы», «Владимирская Икона Божией Матери», Икона Божией Матери «Знамение», «Поклонение кресту», «Борис и Глеб» устно описать то, что изображено на них, отметить особенности и сказать о своих ощущениях и чувствах, ответить на вопрос: «Каково предназначение иконы?» Выполнив задание, учащиеся в первую очередь отметили, что древнерусская икона – важный исторический памятник. Это предмет религиозного поклонения, в ней отражается духовность народа. Описывая свои чувства, ребята говорили о том, что от иконы веет добротой, успокоением, хочется рассмотреть детали и понять глубину образа, мысли и чувства художника. В качестве домашнего задания было дано: рассмотреть иконостас в приходе Покрова Пресвятой Богородицы и описать, что изображено на иконах. Выполнение таких заданий несет не только познавательный характер, но и дает ориентиры в понимании нравственных идеалов, общечеловеческих ценностей, христианской добродетели и морали. Формируется православная русская культура, которая имеет «свой источник не столько в натуральных исторических, географических или этнографических условиях русской жизни, сколько в том, что русская душа, питаясь Православием, мыслит и творит в свете его»1.

Сегодня остро развернулась полемика о том, как правильно преподавать историю. Я думаю, что любое событие прошлого надо рассматривать через ту систему ценностей, которая была характерна для общества изучаемого периода. И не хотелось бы, чтобы будущие исследователи говорили о современном этапе истории, как о бездуховном и безнравственном времени. Для этого очень важно приобщать к духовности через изучение и осмысление духовного прошлого России. Это способствовало бы воспитанию патриотизма, выработке морали – нравственных идеалов и любви к своему Отечеству всем тем качествам, которыми всегда гордился народ России.

Сноска 1: Зеньковский П. В., Идея православной культуры. Человек, 2004 № 5, с. 127.

ЛИТЕРАТУРА

1.Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Преподавание истории в школе: 2000, № 4, с.2 – 8.

2.Володина Н. В. Роль культового искусства в духовной жизни современной России. Социально – гуманитарные знания, 2003, № 1, с. 258 – 267.

3.Давлетшин К. Д., Национальные и религиозные компоненты культуры. Педагогика, 2003, № 6, с 74 – 81.

4.Зеньковский П. В., Идея православной культуры. Человек, 2004 № 5, с. 110 – 127.

5.Лобковиц Н., Христианство и культура. Вопросы философии, 1993, № 3, с. 71 – 81.

6.Надеева Е. П., Развитие ценностных ориентаций учащихся в процессе исторического образования. Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 5, с. 47 - 50.

7.Рябцев Ю.С., История культуры на десерт и в неудобное время, Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 5, с. 57 – 65.

8.Ямбурс Е., Религия, образование, культура: необходимость диалога. Народное образование, 2005, № 8, с. 18 – 29.

9.Мультимедийное пособие «Древнерусская культура. Литература и искусство», ДиректМедиа Паблишинг, Москва, 2004

Последние новости

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT