Профильное обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий
«Справочник заместителя директора школы». № 1, 2011 г., с. 33-49, МЦФЭР.
Тихонова Людмила Михайловна
Заместитель директора по УВР МБУ гимназии №38 г. Тольятти
Обоснование актуальности перехода к обучению в форме ИОТ
С 2005–2006 учебного года наша гимназия перешла к профильному обучению. В рамках уже существующего лингвистического профиля на ступени среднего (полного) общего образования были открыты профильные классы с изучением русского языка, английского языка, литературы, второго иностранного языка по выбору. Однако классы филологического или лингвистического профиля больше были направлены на «специализированную подготовку» всех учащихся класса в одном направлении. Учебные планы однопрофильных классов составлялись на основе «Примерных учебных планов для некоторых возможных профилей» и содержали набор общеобразовательных предметов одинаковый для всех. Учащиеся были поставлены в ситуацию выбора только тогда, когда приступали к обучению в 10 классе. Старшеклассники имели право самостоятельного выбора элективных курсов из школьного компонента образовательного учреждения но, предлагаемый набор элективных курсов должен был поддерживать выбираемый профиль, и количество выбора их было очень ограниченным. Такой подход к профильному обучению не мог являться средством дифференциации и индивидуализации обучения и не обеспечивал в полной мере условия для построения учащимся своей образовательной траектории. Поэтому, в 2008 году гимназия в соответствии с приказом Министерства образования и науки Самарской области от 12.12.2008 №186-од, вступила в эксперимент по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в форме индивидуальной образовательной траектории. В научно-педагогической литературе достаточно полно рассматриваются вопросы, освещающие отдельные аспекты профильного обучения. (Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, Е.В. Воронина, А.А. Пинский ). В большинстве работ, связанных с проблемами профильного обучения, авторы недостаточное внимание уделяют исследованию изменений в педагогической системе средней общеобразовательной школы. Вместе с тем, в процессе реализации профильного обучения возникает потребность в организационно-системном, практико-ориентированном подходе к процессу профильного обучения на основе ИОТ. Отсутствие опробованных на практике методов системного подхода в управлении профильным обучением на основе ИОТ вступает в противоречие с существующей организационной моделью управления обучением в профильных классах. Данное противоречие поставило нас перед необходимостью обновления механизма управления профильным обучением на основе ИОТ, создания новой управленческой системы, выработке конкретных управленческих и организационных действий.
Организация перехода к профильному обучению на основе ИОТ
Принятию решения о введении в нашей гимназии профильного обучения на основе ИОТ предшествовал анализ имеющихся ресурсов в соответствии с требуемыми критериями:
• наличие в учреждении на ступени среднего (полного) общего образования четырех классов;
• наличие в учреждении трех профилей обучения (лингвистического, филологического, лингво-математического);
• наличие в ОУ по каждому профилю не менее двух обязательных общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на профильном уровне (русский язык, литература, английский язык, алгебра);
• реализация в учреждении более десяти элективных курсов.
Объектом управления выступает процесс профильного обучения. Субъектом управления на уровне класса, учебной группы – классный руководитель или куратор, педагог-консультант и учителя-предметники; на уровне учебного предмета – учитель и обучающиеся.
Цель: создание системы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению профильным обучением на ступени среднего (полного) общего образования.
Задачи:
• подготовить условия и ввести профильное обучение в форме ИОТ на ступени среднего (полного) общего образования;
• обеспечить условия, которые позволяют реализовывать дифференциацию содержания обучения старшеклассников с учетом образовательных запросов;
• обеспечить организационно-педагогические условия для освоения образовательных программ профильного обучения;
• повысить результативность образовательной деятельности учреждения.
Заместитель директора по УВР осуществляет контрольно-диагностическую деятельность – для обеспечения взаимодействия управляющей и управляемой систем, осуществления педагогического анализа, внесения корректировок в процесс организации профильного обучения, для создания информационного банка данных о работе каждого учителя в системе профильного обучения. Планируя такую деятельность, он составляет график руководства и контроля профильного обучения . Аналитические материалы, собранные в процессе контрольно-диагностической деятельности, имеют огромное значение для принятия заместителем директора оптимальных управленческих решений.
Этапы управленческой деятельности по организации профильного обучения
Управленческая деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется поэтапно.
1-й этап – изучение образовательных запросов учащихся.
Управленческие действия:
• анкетирование учащихся 9-х классов с целью выявления их образовательных запросов. Консультация с классными руководителями о содержании анкет и правильности заполнения бланков, установление сроков;
• анкетирование учащихся 10-го класса по вопросу организации профильного обучения в 11-м классе;
• сбор заполненных анкет;
• обработка и анализ анкет;
• перевод запросов в требования к программам;
• формирование списка элективных курсов.
2-й этап – анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов образовательного учреждения по удовлетворению образовательных запросов школьников.
Управленческие действия:
• заседание научно-методического совета, предметных методических кафедр по анализу имеющихся ресурсов и возможностей формирования ресурсов, недостающих для реализации проекта учебного плана;
• принятие управленческого решения.
3-й этап – разработка и оформление профильных программ в соответствии с основными требованиями.
Управленческие действия:
• проведение обучающего семинара для учителей, установление сроков;
• индивидуальное консультирование по возникающим вопросам;
• проверка и анализ профильных программ;
• утверждение программ профильных предметов, элективных курсов;
• проведение экспертизы (внутренняя экспертиза – на заседании научно-методического совета, внешняя – в профессиональном сообществе вузов).
4-й этап – формирование проекта индивидуальных учебных планов на основе соотнесения запросов с ресурсом часов к финансированию
Управленческие действия:
• оформление учебного плана – ответственного предложения учащимся со стороны гимназии;
• проведение совещания с классными руководителями о назначении учебного плана учащегося;
• проведение классного часа с учащимися 9-х классов о значении индивидуального учебного плана, определение сроков заполнения;
• обеспечение педагогического консультирования в процессе определения и корректировки учащимися ИОТ;
• сбор и обработка информации;
• формирование групп учащихся (по количеству) для изучения обязательных предметов с учетом уровня изучения, обязательных предметов по выбору и элективных курсов.
5-й этап – разработка учебного плана гимназии.
Управленческие действия:
• оформление учебного плана (план, где отражается набор обязательных учебных предметов с указанием уровня, предметов по выбору, регионального компонента и элективных курсов; план как сетка учебных часов к финансированию, с указанием количества групп);
• утверждение директором гимназии;
• согласование с департаментом образования.
6-й этап – организация учебного процесса на старшей ступени.
Управленческие действия:
• тарификация учителей, работающих в системе профильного обучения;
• обеспечение педагогического консультирования при корректировке ИОТ в начале учебного года;
• проведение консультаций с классными руководителями по оформлению индивидуального учебного плана (ИУП) каждого учащегося;
• утверждение ИУП директором
• формирование групп учащихся (списочный состав)
• проведение консультаций с классными руководителями по оформлению журналов (в каждом томе разный набор предметов и элективных курсов);
• составление индивидуального расписания;
• организация занятости учащихся во время “окон”;
• оказание методической поддержки учителям при составлении календарно-тематического планирования;
• проверка, согласование и утверждение УМК профильного обучения;
• осуществление контроля учебного процесса;
• осуществление смены ИОТ во втором полугодии.
7-й этап – завершающий, подведение итогов.
Управленческие действия:
• анализ результатов отслеживания образовательного процесса;
• анализ качества обучения старшеклассников;
• анализ программно-методического обеспечения;
• анализ кадрового обеспечения;
• проведение предметных методических кафедр. Обмен опытом, самоанализ учителей, подведение итогов;
• выявление затруднений и внесение корректировок в процесс профильного обучения;
• составление аналитического итогового документа;
• выступление с докладом на августовском педсовете.
Методическое сопровождение профильного обучения
Успешность реализации задач профильного обучения зависит от наличия четкой методологической основы и структуры методического обеспечения в соответствии с конечной целью и планируемыми образовательными результатами. Методическая работа помогает создать условия для подготовки учителя к работе в системе профильного обучения. В нашей гимназии создан и работает научно-методический совет, который на своих заседаниях постоянно рассматривает актуальные вопросы профильного обучения. Для более четкой организации методического сопровождения учителей по вопросу профильного обучения в гимназии организованы семинары для классных руководителей и учителей. Занятия проводят члены администрации гимназии. Ответственным является заместитель директора по УВР
Реализация целей профильного обучения, записанных в разработанной концепции профильного обучения, возможна при условии создания профильных УМК и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения. Профильные УМК разрабатываются на основе содержания образовательных минимумов базового и профильного уровней обучения, учитывают содержание примерных и авторских программ базовых, профильных и элективных курсов. Основная цель программ профильных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на их подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Программы, обеспечивающие профильное обучение, могут быть базового, профильного, углубленного и расширенного уровней. УМК профильного обучения включает в себя и программы элективных курсов. Тематика и содержание профильных программ должны:
• предоставлять обучающимся возможность для выбора ИОТ;
• способствовать осознанному профессиональному самоопределению;
• иметь актуальность, социальную и личностную значимость;
• обладать значительным развивающим потенциалом;
• обеспечивать планируемые результаты обучения.
Можно выделить три этапа реализации профильных программ: подготовительный, основной и итоговый. Их общая характеристика такова:
• изучение и анализ образовательных запросов учащихся;
• анализ педагогических и материальных ресурсов по удовлетворению образовательных запросов школьников;
• методическая поддержка учителей, разрабатывающих или внедряющих профильные программы;
• разработка и оформление программ в соответствии с основными требованиями;
• анализ и утверждение программ (внутренняя или внешняя экспертиза);
• реализация и апробация различных программ профильных и элективных курсов;
• анализ результатов и изучение востребованности программ;
• создание базы данных авторских и рекомендованных профильных программ.
Мы реализуем программы систематических курсов различных направлений и уровней:
• профильного уровня по русскому языку;
• профильного уровня по английскому языку;
• “Русский язык с элементами стилистики”;
• “Русский язык с элементами деловой коммуникации”;
• “Обществознание с элементами права”;
• “Обществознание с элементами экономики”;
• “Литература с элементами культурологического анализа”.
Создано более десяти авторских программ элективных курсов по иностранным языкам, обществознанию, русскому языку:
• “Английский язык для делового общения”;
• “Деловая коммуникация на английском языке”;
• “Французский разговорный”;
• “Немецкий разговорный”;
• “Страноведение” (Великобритания);
• “Культурология”;
• “Средства выразительности русского языка”;
• “Сложные вопросы словообразования”;
• “Стилистика русского языка”;
• “Вопросы права в курсе обществознания”;
• “Современная экономика”
Все программы прошли внешнюю экспертизу, утверждены Самарским государственным университетом, Международным институтом рынка и позволяют обеспечивать ИОТ учащихся. В гимназии создан электронный банк данных реализуемых образовательных программ и программ элективных курсов.
Промежуточные результаты
Важным показателем эффективности профильного обучения являются уровень .качества знаний учащихся 11-х классов – выпускников III ступени гимназии
Учебный год | Количество выпускников | % успеваемости | % качества |
2009-2010 | 43 | 100 | 60,5 |
2010-2011 | 39 | 100 | 72 |
2011-2012 | 58 | 100 | 75,9 |
Количество и процент от общего числа выпускников средней школы, награжденных медалями «За особые успехи в учении».
Выдано, медали | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Золото | 7 | 7 | 11 |
Серебро | 5 | 5 | 7 |
Всего | 12 | 12 | 18 |
% от общего количества | 28% | 31% | 31,00% |
Результаты итоговой аттестации выпускников по профильным предметам
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку
Уч.год | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Ср.балл | 70,3 | 72,8 | 72 | 75 |
Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку
Уч.год | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Ср.балл | 76,5 | 73,4 | 77,4 | 75 |
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию
Уч.год | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Ср.балл | 64 | 63,3 | 59 | 63,8 |
Анализ результатов ЕГЭ по истории
Уч.год | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Ср.балл | 60,7 | 62 | 56,4 | 77,6 |
Анализ результатов ЕГЭ по литературе
Уч.год | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Ср.балл | 69,4 | 64,5 | 58 | 77 |
Таким образом, выпускники показывают стабильно высокий результат. Показатели гимназии выше показателей города и региона. Процент выпускников получивших, на итоговой аттестации в форме ЕГЭ от 80 и более баллов составляет: 2008 г. – 16%, 2009 г. – 34%, 2010 – 44, 2012 – 62% Качество знаний старшеклассников по предметам составляет от 70% - 100%. Высокое качество знаний выпускников даёт возможность поступления в желаемые вузы города, России и зарубежья. Продолжили обучение в соответствии с профилем: русский язык - 90% (процент от количества уч-ся, изучающих предмет на профильном уровне); английский язык - 23%; история - 70%; обществознание - 69%. 100% учителей, работающих на старшей ступени, прошли курсы повышения квалификации. По результатам анкетирования – 100% учащихся старших классов удовлетворены возможностью выбора предметов и уровня их изучения. Результатом управленческой деятельности заместителя директора по учебно – воспитательной работе является то, что за последние годы в гимназии произошли структурные, организационные, и содержательные изменения на ступени среднего (полного) общего образования. Сформировалась новая образовательная система, направленная на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Созданная управленческая система позволяет заместителю директора по учебно – воспитательной работе анализировать результаты деятельности педагогического коллектива, выявлять причины затруднений, вносить корректировку в процесс профильного обучения и принимать эффективные управленческие решения.
Список литературы:
Профильное обучение. Сборник нормативных документов. М, 2006.
Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е.В.Воронина. - М.: «5 за знания», 2006.
Пинский А. Концепция профильного обучения: все идет по плану / А. Пинский. «Народное образование». 2004.- №1.
Черникова, Т.В. Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению / Т.В.Черникова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. Т.И. Шамова и др... - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Также читайте новые статьи в методической копилке:
-
1Урок по математике "прибавление числа к сумме"09.01.2018
-
2Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе16.04.2017
-
3Урок русского языка «Правописание окончаний-нарушителей в существительных»16.04.2017
-
4Проектирование технологической карты урока16.04.2017
-
5Проект «Стили речи» Творческая мастерская. Запись сказки Колобок в различных стилях речи16.04.2017