Особенности обучения художественному описанию предмета, животного, природы в V классе (из опыта работы учителя МОУ гимназии №38 Касьяненко Т.В.)

Исследовательский проект

Описание предмета, животного и природы как разновидности описательного типа речи. Композиционные и лингвистические особенности (на материале художественной литературы).

Для выявления особенностей описания животного, природы и предмета нами был проведен анализ фрагментов текста.

Количество выборки составили 28 фрагментов текста: описание животного – 9; описание природы – 10; описание предмета – 9.

Источники выборки – художественная литература.

Анализ материала позволил нам сделать тематическую классификацию текстов:

а) описание животного: птиц (3 текста: дятел, воробей, петух); домашних животных (3 текста: собака, кот – 2 раза); диких животных (3 текста: лось, ёж, чудище).

б) описание предмета: бытовых предметов (1 текст: машина); растений (8 текстов: одуванчик, сморчок, кусок берёзы, купальница, осина, горицвет, ягодка, дуб);

в) описание природы: времени года (2 текста: весна; листопад); времени суток (2 текста: утро - 2 раза); просторов (4 текста: лес - 2 раза; земля - 2 раза); водных объектов (1 текст: Волга); стихий (1 текст: гроза).

В описательном типе текста можно выделить элементы композиции, которые отражают логико-семантическое членение содержания типовых фрагментов текста: вступление, основная часть и заключение.

Вступление текста-описания, как правило, указывает на статичность содержания и нередко является названием предмета или понятия, о котором пойдет речь в тексте, то есть оно обозначает предмет описания. Например, «Весна», «Чудище», «Волга» и другие.

С синтаксической точки зрения зачин характеризуется как наибольшей самостоятельностью, выступая в качестве синтаксического центра, предопределяющего построение последующих предложений.

Для описательных ССЦ характерен зачин – общая характеристика описываемого предмета (например, «Королева осеннего леса – осина», «На краю дороги стоял дуб…» и так далее), а также зачин – номинативное предложение (например, «Весна»).

В основной части перечисляются признаки предмета, отобранные в зависимости от основной мысли высказывания. Предложения этой части отличаются большой смысловой и синтаксической завершенностью.

В заключении подчеркивается первоначальное впечатление о предмете или делается вывод. Однако концовка не является обязательной, логика следования частей может быть различной.

Итак, для описательных ССЦ характерно последовательное перечисление признаков описываемого явления или предметов обстановки. Здесь нет аргументированной части.

Художественным текстам описательного характера присуща однотематическая лексика, которая имеет в основном качественный и предметный характер. Качественная лексика: маленькие, блестящая, белогрудый, горбоносая и т.д. Предметная лексика: лось, животное, солнце, осина и т.д.

Во всех текстах описательного характера (животного, природы, предмета) используется такой прием, как лексический повтор, или словесный повтор. Он связан с синтаксическими отношениями: повторения слова (в основном это имена существительные) могут менять свои синтаксические функции в предложениях, что связано с тема-рематическими отношениями текста. За теми деревьями леса, леса. (См. приложение, текст №4). Данный лексический повтор обозначает большое количество предметов.

Словарный повтор может иметь и другое значение в данном типе текста. Солнце всё выше и выше. (Текст №4). Такой повтор служит для усиления степени качества.

Другим важным ресурсом лексики является лексическая синонимия. Это не случайно, так как с синонимией связана возможность выбора одного из ряда возможных языковых средств, наиболее подходящего в данном контексте. Цветы – одуванчики. (Текст №11). Растеньице – цветок – горицвет. (Текст 16).

Синонимическая замена (перифраз) – наиболее частый прием, используемый в художественном описании. Особенно часто перифразы используются авторами в описаниях предмета и животных: кусок берёзы – пластинка (текст №13); купальница – оранжевое солнышко (текст №14); лось – лесной гигант (текст №20); Одуванчики – шарики (текст №11) и т.д.

В художественных текстах синонимы, кроме функции межфразовой связи, выполняют дополнительную образно-изобразительную, стилистическую функцию. Королева осеннего леса – осина. Летом на простушку не обращали внимания. Листья у нее невзрачные, ствол серенький – настоящая лесная Золушка… Но осенью Золушка-осина превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия красок. (Н.Надеждина) – данный текст очень богат синонимами (они подчёркнуты).

Следует отметить, что синонимы различаются стилевой окраской и сферой употребления.

В русском языке имеется немалый фонд слов с устойчивой эмоционально-экспрессивной окраской. Такие слова встречаются и в художественном описании: 1) номинативная функция осложняется оценочностью: гигант - №20; королева, красавица - №15; гвардеец - №22 и т.д.; 2) слова, в которых эмоциональность достигается аффиксацией, большей частью суффиксами: росинка -№2, матушка - №5, ручеек - №5 и т.д. Однако это явление не столько лексическое, сколько словообразовательное.

Многообразные оттенки эмоционально-экспрессивной окраски принято делить на два больших разряда: с положительной характеристикой; с отрицательной характеристикой.

Обычно синонимы с положительной характеристикой черпаются из фонда книжной лексики с оттенками торжественного, риторического, поэтического характера: золотые полосы -№3; таинственное искусство - №4; причудливая бахрома - №7; непроглядная масса - №10 и т.д.

Сниженный же стилистический ряд формируется из слов разговорно-просторечных, жаргонных, профессиональных, преимущественно с оттенком фамильярности, с экспрессией иронии, пренебрежения, неодобрения: сердитым уродом стоял… - №19; простушка - №15; растеньице - №16; растопыренные уши - №28.

Таковы лингвистические особенности описательных типов текста в области лексики.

Кроме лексической синонимии, языку свойственна синонимия и других уровней: словообразовательного, морфологического, синтаксического. Она, как правило, имеет не только смыслоразличительное значение, но и стилистическое.

Так, с помощью различных суффиксов от одного и того же корня образуются слова близкой семантики, но различного экспрессивно-эмоционального и стилистического характера. Здесь в особенности значимы суффиксы с выражением в них отношения говорящего к называемому: роса – росинка - №2; река – речка - №5; шар – шарик - №11; кусок – кусочек - №13; купава – купавка - №15; и т.д.

Разные суффиксы привносят в слово различные стилистические и семантические оттенки. Одни суффиксы, например, -ик-, -еньк-, -к-, -ушк-, -ек- и другие имеют значение уменьшительно-ласкательное: росинка - №2, колокольчик - №2, матушка - №5, речка - №5, головками и т.д.; другие: -ищ-, -енн- - увеличительно неодобрительное: глазищи – №18, чудище - №28.

Таким образом, сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы субъективной оценки, их иначе называют экспрессивными или эмоциональными.

Для описательных видов текста характерно также употребление словосложения. В художественной речи описательного характера наиболее употребительны сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов или качество с дополнительным оттенком: серпообразные, сине-черные перья - №22, ярко-жёлтый цветок - №16, зеленоглазая и т.д. Этот тип словообразования чрезвычайно продуктивен в описании животного и предмета.

Морфологические средства, в отличие от лексических и словообразовательных, дают значительно меньше эмоционально-экспрессивных окрасок и больше функциональных, связанных с традицией употребления тех или иных форм в устно-разговорной либо в письменно книжной сфере.

Вопрос о стилистических ресурсах морфологии нельзя ограничить только явлением стилистической синонимии, потому что средства морфологии в отличие от лексических являются в общем употребительными во всех стилях, жанрах и формах речи.

Здесь следует остановиться на тематических и лексико-семантических группах слов.

Тематические группы слов – это такие группы, которые создают смысловое единство текста, его тематическую основу.

Лексико-семантические группы представляют объединения слов одной части речи по лексическому значению, выполняют в тексте функцию создания его связности и целостности. Покажем это на примере текста: Земля разноцветная: тундра белая, тайга и степь зелёные, пустыня желтая, а горы пёстрые. На горы, как и на море, можно смотреть без конца. Внизу лиственные леса. Выше – леса темные, хвойные. Ещё дальше – горные пёстрые луга. Над лугами поднялись серые скалы. А на самом верху, выше скал и облаков, белеют вечные снега. А вода разноцветная: море синее, река голубая, озеро зелёное. (Н.Сладков)

Подчёркнутые слова – тематические группы слов. Жирный шрифт – лексико-семантические группы слов.

В данном тексте связь между предложениями осуществляется с помощью лексико-семантических групп слов имён прилагательных, обозначающих цвет; с их помощью создается зрительная, цветовая картина земной поверхности. А тематические группы слов имён существительных создают смысловое единство текста.

А теперь подробнее остановимся на характеристике морфологических особенностей текста. Начнём с именных форм.

Имя существительное.

Имена существительные в описании называют предмет, о котором пойдёт речь в тексте и признаки которого будут перечислены; а также обозначают составные части данного предмета (например, собака – лапы, хвост, морда, спина и т.д.).

Перечислим основные тематические группы существительных, которые используются в текстах описания предмета, животного, природы:

живые существа:, спаниель, дятел, ёж и т.д.; предметы: дуб, машина, горицвет, ягодка и т.д.; природные объекты: лес, земля, Волга, степь и т.д.; явления природы: дождь, утро, листопад ит.д.; части тела животного: грудь, туловище, шея и т.д.; покров животного: волосы, шерсть, оперение; название признаков: пение, голос, окраска; переносное значение: франт (воробей) - №23 гвардеец (петух) – №22, испанка (спаниель) - №24 и т.д.

Следует заострить внимание на особенно разнообразной стилистической возможности категории рода в художественной литературе. Слова разного рода используются для создания олицетворения при ассоциативном переносе на грамматическое понятие рода различий существительных мужского и женского пола. Например, кошка (ж.р.) – комочек (м.р.). Т.В. Шанская отмечает использование рода в более ограниченных целях – как яркое средство выразительности для создания определённого художественного образа.

Имя прилагательное.

В текстах описательного характера в основном используются качественные прилагательные, которые обозначают непроцессуальный признак предмета и его качества.

Можно выделить следующие тематические группы имён прилагательных, которые используются в анализируемых нами фрагментах: цветообразование: белая тундра, зелёная степь - №1, чёрная вода - №6, белая кашка, зелёные травы - №7, рыжевато-золотистые луга - №9, свинцово-грозовые тучи - №10, золотые головки - №11 и т.д. характеристика предмета по действию: падающие (листья) - №4, полузабытые (болота) - №5, непонятные (шорохи) - №6, отяжелевшие (головки) - №7, травоядные (звери) - №8 и т.д. прилагательные, обозначающие пространственные и временные отношения: вечные (снега) - №1, утренний (ветерок) - №2, предрассветный (ветер) - №3, северное (сияние) - №6 и т.д. прилагательные, обозначающие качества предмета (сюда можно отнести и переносное значение): таинственное (искусство) - №4, хмурая (рать) - №7, причудливая (бахрома) - №7, грозный (барс) - №8, крепкий (сон) - №9 и т.д. прилагательные, обозначающие размер: высокие (сосны) - №7, крошечное (ожерелье) - №14, невысокое (растеньице) - №16; отношения между предметами: хвойные (леса) - №1, дубовый (лес) - №3, зимний (воробей) - №23, лесной (гигант) - №19 и т.д.; прилагательные, передающие возрастные особенности: старый (бор) - №7, молодая (липка) - №21 и т.д.; прилагательные, передающие строение чего-либо: горные (луга) - №1, продолговатое (тельце) - №17, горбоносая (морда) - №20 и т.д.; отношение к количеству: столетние (сосны) - №7, первое (наводнение) - №8 и т.д..

Таковы названия основных тематических групп имён прилагательных в исследуемых фрагментах текста.

В качестве стилистических ресурсов прилагательного обычно отмечается синонимия полных и кратких форм.

Как известно, синонимическое использование полных и кратких форм прилагательных возможно, когда они выступают в функции сказуемого. При этом нормой является выражение постоянства признака полными формами (с усилением оттенка качественности) и временности, эпизодичности (с оттенком состояния). Полная форма: (земля) разная - №1, невидимая (жизнь) - №6, тихая (песня) - №7, крепкий (сон) - №9 и т.д. Краткая форма: прекрасны (небо и солнце) - №6, (купавка) красива - №14, (донце) нежно, розовато - №17, (он) хорош - №20 и т.д.

Богаты и стилистические возможности степеней сравнения прилагательных. Среди них наблюдаются не только случаи различных семантических форм и функциональных ограничений, но и выражения экспрессивно-эмоциональных оттенков.

Форма положительной степени выступает как исходная, на базе которой образуются формы сравнительной и превосходной степени. Приведем примеры положительной степени сравнения прилагательных из текстов: корявые (руки) - №19, таинственное (искусство) - №4, протяжный (шум) - №7, смешная (рожица) - №18 и т.д.

Формы сравнительной степени указывают, как известно, на качество предмета, проявляющееся в нём в большей мере, чем в другом предмете или в нём самом раньше или потом. Простая форма сравнительной степени имён прилагательных образуется синтетически – прибавлением к основе положительной степени продуктивного суффикса –ее - или непродуктивного – - е - либо –ше -. Например: задние ноги короче передних - №28. Составная форма сравнительной степени имён прилагательных образуется аналитически – прибавлением к форме положительной степени слова более или менее. Но таких примеров анализируемых в текстах не встретилось, так как они в основном не используются в художественной речи.

Местоимение.

Стилистика местоимений касается, естественно, не столько их формообразования и синонимики, сколько особенностей употребления, а именно случаев использования замены и экспрессии отдельных видов местоимений.

Местоимения в тексте могут выполнять функцию замещения и текстового обобщения. Например: Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (См.: текст №4). Личное местоимение ОНИ выполняет во втором предложении функцию замещения, употребляется вместо слова ЛИСТЬЯ, одновременно связывая два предложения.

Анализируя фрагменты текстов, мы обнаружили, что в художественной речи высокочастотное употребление имеют личные, притяжательные, определительные и указательные местоимения. Например: Ни одно деревце не знает такого (указ. мест.) разнообразия красок. (См.: текст №15).

Личные местоимения указывают на лицо. В рассмотренных нами текстах в основном встретились местоимения III лица (он, она, оно, они). Именно эти местоимения являются заместителями существительных и выполняют функцию замещения. Например: Он (дуб) (функция замещения) старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися берёзками. (См.: текст №19).

Указательные местоимения, которые также очень часто встречаются в описательных текстах, имеют значение указания на предмет или признак, выделяя их среди таких же предметов, признаков. Местоимение ЭТОТ указывает на предмет, находящийся вблизи кого – или чего-либо. Например: И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! (См.: текст №20).

Местоимение ТАКОЙ обозначает именно этот, подобный тому, о чём уже сообщалось или будет сказано, станет известно, то есть указывает на тождество признаков двух предметов, а при прилагательных и существительных обозначает высокую степень признака или оценки. Например: Ни одно деревце не знает такого разнообразия красок. (См.: текст №15).

В анализируемых текстах встретились примеры с притяжательным местоимением СВОЙ: Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои (притяж. мест.) лепестки и засыпают. (См.: текст №11).

Немало примеров и предложений с определительными местоимениями САМ, ВЕСЬ: Сам тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, словно у скакового коня. (См.: текст №20). Всю жизнь: видимая и невидимая. См.: текст №6).

Таковы особенности употребления местоимений в художественном описании.

Глагол.

Глагол является одной из примечательных в стилистическом отношении частей речи русского языка.

По своей природе глагол – одно из главных средств выражения динамики. Отчасти поэтому научная и деловая речь противопоставляются художественной и разговорной по частоте употребления глагольных форм. Художественная речь шире использует глагольную форму, избегая именных конструкций. От этого во многом зависит общая динамичность речи. Однако глагольность в художественном описании ослаблена. Остановимся на этом подробнее.

Для описания характерно единство видовременных форм. «Описание разворачивается в единой видовременной перспективе».

Чаще всего встречаются тексты-описания:

а) с единым планом прошедшего времени несовершенного (в дальнейшем НСВ) вида (пр.в. НСВ + пр.в. НСВ). Это время выражает отнесённость к плану прошлого. Оно имеет обобщённое указание на план прошлого, характеризует состояние как постоянное свойство описываемого предмета. В этом лесу всегда стоял шум, ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошлом. В нём всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор…(Текст №7).

Глагол в описании не имеет значения смены действий, их последовательности, легко можно перевести форму прошедшего времени НСВ в форму настоящего времени или совсем опустить глаголы, перестроив предложения в двусоставные неполные. Например: Был он храбр, как истинный гвардеец. – Он храбр, как истинный гвардеец. (См.: текст №22).

б) с единством плана настоящего времени (н.в. + н.в. + н.в. +…). Настоящее не воспроизводит действие как процесс, а только называет его. Форма настоящего времени утрачивает значение глагольности. Общее значение настоящего изображаемого – значение бытийности, наличия. Поэтому двусоставные предложения легко преобразуются в неполные с опущенным сказуемым: Начинается листопад. Листья падают дни и ночи. – Листопад.(Текст №4).

Синтаксис.

Синтаксис (как и морфология) в отличие от лексики не обладает ни столь чёткой стилевой окраской своих единиц, ни строгой функциональной их прикреплённостью к определённым речевым сферам.

О.А. Нечаева отмечает, что в области синтаксиса описание нередко состоит из двусоставных, полных и распространённых предложений. Например: Край неба алеет; в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки; светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля… Заря разгорается... (См.: текст №3).

В основном такие предложения служат для общей характеристики описываемого предмета и используются в зачине. Также их можно встретить при описании природы. Такие предложения здесь характеризуют состояние как постоянное свойство описываемого предмета.

В анализируемых текстах часто используются и сложные предложения. Они оказываются тем синтаксическим средством, которое позволяет наилучшим образом выразить и оформить, например, сложные логико-понятийные связи.

Сложноподчиненное предложение отличается более книжным характером, чем сложносочиненное, и высокой частотой употребления в описательном типе текста. В художественном описании в основном используются сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Например: В нём всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не касались ещё пила и топор лесоруба. (См.: текст №7).

Простые предложения часто используются в художественном описании, так как они более удобны для экспрессивной, эмоциональной, динамичной речи. Поэтому простые предложения и оказываются излюбленным средством многих писателей.

Иногда встречаются тексты описательного характера, целиком состоящие из номинативных предложений бытийного типа, выполняющих здесь особую функцию – создания образной, видимой картины (пейзажи, изображение состояния). Чаще они используются в начале произведения или главы. Такие предложения могут быть как распространённого, так и нераспространённого типа. Например: Пушок. (См.: текст №27) – нераспространенное номинативное предложение. Летнее июльское утро! (См.: №4) – распространенное номинативное предложение. В таких предложениях имеется только рема предметного характера за счёт этого такие тексты характеризуются смысловой концентричностью, динамизмом описания, наглядностью.

Чаще всего тексты-описания состоят из предложений номинативных и близких им по значению неполных двусоставных предложений с отсутствием глагола-сказуемого: Внизу___ лиственные леса. (См.: текст №1). На срезе___ – похожие на хрящ, белое, с лёгким фиолетовым оттенком. (См.: текст №12).

Встречаются в описательных текстах и безличные предложения. Особенно это характерно для художественного описания природы: Свежо, весело, любо! (См.: текст №3). Тихо. (См.: текст №9). Сразу потемнело. (См.: текст №10).

В художественном описании также очень активно используются сложносочиненные (ССП) и бессоюзные сложные предложения (БСП) со значением одновременности: Земля разнообразная: тундра белая, тайга и степь зеленые, пустыня жёлтая, горы пёстрые. (См.: текст №1) – БСП. Это шепчет мороз, шуршат мириады иголочек льда. (См.: текст №6) – БСП. Лепестки купальниц сомкнуты, сжаты в кулачок, а сам цветок как бубенчик, только что не звенит. (См.: текст №14) – ССП. Маленькие медные глазки-подфарники следят за каждым его движением, а сверкающая пасть радиатора и бампера скалит огромные торчащие клыки. (См.: текст №18) – ССП.

Особо следует остановиться на осложнённых предложениях, которые играют в описательных текстах существенную роль.

Остановимся на этих подпунктах подробнее и приведём примеры из анализируемых текстов:

а) наиболее частотно употребление осложнённых предложений с однородными членами: Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганной киноварью и чернью, каждый лист был освещённым творением природы, произведением её таинственного искусства. (См.: текст №4) – БСП, части которого осложнены однородными дополнениями и обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Пёрышки блестят, лежат плотно, и весь воробей выглядит таким ловким франтом. (См.: текст №23) – ССП, первая простая часть которого осложнена однородными сказуемыми, выраженными глаголами. Из приведённых примеров видно, что в основном однородными членами предложения являются подлежащие и определения, то есть предмет и его признак, что характерно для жанра описания;

б) немало в художественном описании встречается предложений с обособленными членами, которые несут уточняющую, поясняющую и полупредикативную (сопутствующее сообщение) функцию. Поясним: к полупредикативной функции относятся причастные, деепричастные и субстантивные обороты. Например: Река вьётся, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга… (См.: текст №3) – БСП, первая часть которого осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, несущим полупредикативную функцию. Высокие столетние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелёными вершинами. (См.: текст №7) – простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, несущим полупредикативную функцию. Внизу, в долинах, цветут, распускаются листья на деревьях. (См.: текст №8) – простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным именем существительным в косвенном падеже с предлогом, которое несет уточняющую функцию. Как он был хорош, весь освещённый солнцем, на белом фоне березняка. (См.: текст №20) – простое предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом, который несет уточняющую функцию;

в) употребление вводных конструкций: Мелькают крылья, звенят голоса, кажется, гудит в скалах эхо. (См.: текст №6) – БСП, третья простая часть которого осложнена вводным словом КАЖЕТСЯ, оно выражает значение неуверенности. Животное, на первый взгляд, напоминало носорога, так как обладало маленьким рогом на переносице. (См.: текст №28) – СПП, главная часть которого осложнена вводным словом НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, выражающим предположение. Этот воротник, несомненно, увеличивал вес и без того огромной головы и мешал поднимать её вверх. (См.: текст №28) – простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми и вводным словом НЕСОМНЕННО, выражающим уверенность говорящего в сказанном.

Другие синтаксические явления.

Если говорить о функциональной классификации предложений, то можно заметить, что в описательном типе текста употребляются в основном повествовательные предложения: На одном крепеньком стерженьке сигнально светилась алая ягодка. (См.: текст №17). Пёрышки блестят, лежат плотно, и весь воробей выглядит таким ловким франтом. (См.: текст №23).

По эмоциональной окраске выделяются восклицательные предложения. Такие предложения характерны для художественной речи, так как с их помощью писатель может выразить свои чувства и эмоции. Восклицательные предложения могут быть как простые, так и сложные, как двусоставные, так и односоставные, и особенно нечленимые, так как в последующих преобладает выражение чувств: «Ой!» – испугалась росинка и упала на колокольчик… (См.: текст №2) – нечленимое предложение. Свежо, весело, любо!.. Какой вид!..Летнее июльское утро!.. (См.: текст №3) – три простых односоставных предложения. Ледяные поля – прямо дух захватывает! (См.: текст №6) – БСП.

Г.Я. Солганик выделяет такую характерную особенность описания, как синтаксический параллелизм, то есть предложения в составе текста описания обладают одинаковым синтаксическим строением, это выражается в единообразии оформления начала каждого предложения, в параллелизме главных членов: Внизу лиственные леса. Выше – леса темные, хвойные. Ещё дальше – горные пёстрые луга. Над лугами поднялись серые скалы. А на самом верху, выше скал и облаков, белеют вечные снега. (См.: текст №2) – каждое предложение начинается с обстоятельства места. Край неба алеет… Заря разгорается… Свет так и хлынул потоком!.. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Какой вид! (См.: текст №3) - предложения начинаются с подлежащих, которые указывают на начало новой микротемы в абзаце. Всего таких микротем в данном отрывке – пять.

Предложение имеет не только грамматическое членение, но и членение актуальное, или коммуникативное. Актуальное членение бинарно. В соответствии со своей коммуникативной задачей предложения членятся, как мы уже указывали выше, на две части: тему и рему. Теперь остановимся на особенностях их выделения в предложении.

Актуальное членение предложения осуществляется в речи с помощью порядка слов и интонации, причём интонация является главным показателем членения: Сам (Т1) тяжёлый (R1), грузный (R2), а ноги (Т2) высокие, стройные, словно у скакового коня (R2). (См.: текст №20). Все знают эти простые цветы (Т1), похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами (R1). (См.: текст №23) и т.д.

К числу стилистических ресурсов, издавна по традиции выделяемых, относятся средства словесной образности. Среди средств словесной образности (тропов), следует назвать эпитет, метафору, олицетворение, сравнение.

Из анализируемых текстов стало видно, что наиболее часто употребляется такая поэтическая фигура, как эпитет: причудливая бахрома - №7; крепкий сон - №9; ослепительная змейка - №10 и т.д.

На втором месте по употреблению стоит олицетворение. Например: С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками (олицетв.), он (дуб) старым, сердитым уродом (олицетв.) стоял между улыбающимися берёзками (олицетв.)… (См.: текст №19).

Характерно для художественного описания и частое употребление метафоры. Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганной киноварью и чернью, каждый лист был освещённым творением природы, произведением её таинственного искусства. (См.: текст №4) – автор уподобляет лист шедевру, слитку из золота и бронзы, творению природы, произведению искусства. Все это указывает на необычайную красоту описываемого предмета.

Также очень активно в художественном описании такое изобразительно-выразительное средство, как сравнение: Свет так и хлынул потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. (См.: текст №3) – трепет сердца сравнивается с птицей.

Если внимательно посмотреть на все проанализированные предложения, то можно сказать, что сравнение выражает эмоционально-оценочное отношение автора к отображаемому и строится с помощью сравнительных союзов как, словно, будто и др.

Итак, описательное сложное синтаксическое целое предназначено для характеристики явлений природы, предмета, лиц и т.д. путём перечисления их признаков.

Для описательных ССЦ характерно последовательное перечисление признаков описываемого явления или предметов обстановки. Здесь нет аргументированной части.

Предложения, входящие в состав сложного синтаксического целого, связаны, как правило, одной темой. В этом проявляется смысловая цельность текста. В ССЦ регулярно повторяются ключевые слова, связанные с темой. Они выстраиваются в цепь контекстных замен – синонимов, повторов одного и того же слова, местоимений, описательных оборотов. В области морфологии в художественном описании наиболее употребительны такие части речи, как существительное, которое называет предмет описания; местоимение, заменяющее предмет описания; прилагательное, характеризующее разнообразные признаки описываемого предмета; глагол, который хоть и ослаблен в данном типе речи, но всё же используется, особенно часто при описании состояния природы. Синтаксис художественного описания отличается наличием разнообразных по своему строению предложений.

Таковы композиционные и лингвистические особенности художественного описания предмета, животного и природы.

Выборка текстов для лингвистического анализа

Описание природы.

Текст №1.

Разноцветная земля.

Земля разнообразная: тундра белая, тайга и степь зеленые, пустыня жёлтая, горы пёстрые. На горы, как и на море, можно смотреть без конца. Внизу лиственные леса. Выше – леса темные, хвойные. Ещё дальше – горные пёстрые луга. Над лугами поднялись серые скалы. А на самом верху, выше скал и облаков, белеют вечные снега. А вода разноцветная: море синее, река голубая, озеро зелёное.

(Н. Сладков.)

Текст №2.

Утро.

Первым проснулся тростник, оглянулся и покачал головой: «Спит речка». Проснулась у берега ива. Вздрогнула от утреннего прохладного ветерка, уронила росинку.

«Ах!» – вскрикнула росинка и упала на спину стрекозы. «Кто меня беспокоит?» – сердито спросила стрекоза.

«Ой!» – испугалась росинка и упала на колокольчик… Колокольчик зазвенел и разбудил ромашку. Ромашка толкнула незабудку. И зазвенел весь луг…

«Все кругом проснулись. Просыпайся речка», - зашуршал тростник. А речка молчит, не шелохнётся.

Брызнули по лугу первые лучи. Потянул у берега ветерок. Рассмеялась речка, шевельнула лёгкой волною и сказала: «А я не сплю. Я слушаю, как просыпается всё вокруг».

(В. Бирюков.)

Текст №3.

Край неба алеет; в берёзах просыпаются, неловко перелётывают галки; светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля… Заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – тихо вспыхивает багровое солнце. Свет так и хлынул потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!.. Солнце быстро поднимается; небо чисто… Какой вид! Река вьётся, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга…

Летнее июльское утро!.. Зелёной чертой ложится след ваших ног по росистой, поблекшей траве. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи… Вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце. Голова томно кружится от избытка благоуханий… Солнце всё выше и выше…

(И.С. Тургенев.)

Текст №4.

Листопад.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь… Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганной киноварью и чернью, каждый лист был освещённым творением природы, произведением её таинственного искусства.

(К. Паустовский.)

Текст №5.

Волга.

Из обширного полузабытого болота струится еле заметный ручеёк. Здесь рождается Волга. Волга – родная и любимая река русского народа. Её называют в народе матушкой, кормилицей, красавицей. Из малого ручейка стремится она по лесам и болотам, то погружается в озёра, то сторонится от них. Кропотливо и бережно вбирает в себя Волга каждый ручеёк, каждую речку и хранит их и несёт, как мать своих детей.

(По А. Новикову-Прибою.)

Текст №6.

Белая земля.

Ледяные поля – прямо дух захватывает! То сияют они в свете дня, то тонут во мраке ночи. И какой ночи – полярной. Длиною в полгода. Лишь полыхает в небе северное сияние, а лучи его – и зелёные, и синие, и красные. А вверху слышатся непонятные шорохи, шепоты, словно в небе шепчутся звезды. Это шепчет мороз, шуршат мириады иголочек льда.

Но приходит конец и долгой ночи. Вдруг краешек солнца показывается над горизонтом. Полярный день тоже длится полгода. Весной открывается вся красота Арктики. Всю жизнь: видимая и невидимая. Не видны на белом снегу медведи, зато как заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белом снегу. А сколько жизни, шума на птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, кажется, гудит в скалах эхо.

Прекрасны синее небо и незаходящее солнце!

(Н. Сладков.)

Текст №7.

Лес шумит.

Лес шумит…

В этом лесу всегда стоял шум, ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошлом. В нём всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не касались ещё пила и топор лесоруба. Высокие столетние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелёными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосновых игл, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники, пышно раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие неподвижно, не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зеленые травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме. А вверху, без конца и перерыва, стоял лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.

(В.Г.Короленко.)

Текст №8.

Наступление весны.

У нас весна наступает на зиму снизу вверх.

На вершинах гор выпадает снег, а внизу, в долинах, идёт дождь, бегут ручьи, начинается весеннее – первое наводнение. Вздуваются, выходят из берегов реки, несутся - мутные, могучие – к морю, всё сметают на своём пути.

Внизу, в долинах, цветут, распускаются листья на деревьях. По светлым, тёплым южным склонам с каждым днём выше поднимается зелень в горы.

Вслед за зеленью перелетают вверх птицы, поднимаются грызуны и травоядные звери. В погоне за косулями, зайцами, оленями, горными баранами и козлами идут волки, лисицы, дикий лесной кот и грозный даже для человека барс – леопард.

Зима отступает к вершинам. Весна преследует её по пятам, а с ней поднимается и всё живое.

(В. Бианки.)

Текст №9.

Лес на рассвете.

В лес я приходил на рассвете, ложился на опушке леса и ждал, когда придёт день. Тихо. Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу лишь чуть видны под горою широкие луга: они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. Далеко, за лесами луговой стороны, восходит, не торопясь, посветлевшее солнце, на чёрных гривах лесов вспыхивают огни, и начинается странное, трогающее душу движение: всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты, деревья, стога сена; луга точно тают под солнцем и текут во все стороны, рыжевато-золотые.

(М.Горький.)

Текст №10.

По небу ползли со всех сторон свинцово-серые грозовые тучи. Солнце исчезло. Сразу потемнело. В воздухе запахло дождём. Ослепительной змейкой блеснула молния, над самой головой оглушительными раскатами прокатился гром. На минуту всё стихло, точно притаилось. Вблизи что-то зашумело, и первые тяжелые капли дождя упали на землю. Через несколько мгновений всё превратилось в непроглядную серую массу. Целые реки полились сверху. Была настоящая южная гроза.

(Н. Гарин-Михайловский.)

Описание предмета.

Текст №11.

Одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Всё лето цветут одуванчики, созревшие семена их собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик – поплывут, полетят в воздухе лёгкие летучие семена. Потому и называется цветок одуванчиком.

Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают свои лепестки и засыпают… Только с восходом солнца они просыпаются и, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки.

В солнечный день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики.

(И.Соколов-Микитов.)

Текст №12.

Первый увиденный мною сморчок восхитил меня сначала тем, что я его увидел, а потом я нашел в нём даже своеобразную красоту.

То, что росло передо мной теперь, больше всего напоминало по виду аккуратно очищенное ядро грецкого ореха. Нечто мозговидное, с извилинами, с глубокими пазухами, в которых прохлаждались улитки. На срезе – похожие на хрящ, белое, с лёгким фиолетовым оттенком.

(В.Солоухин.)

Текст №13.

Кусочек берёзы казался живым. Пластинка была тонкая, светло-жёлтая, с какими-то непонятными узорами. Вроде бы волны бегут, одна за одной, одна за одной, сталкиваются, светло-солнечно расплёскиваются и опять глыбятся. А светится дерево мягко, янтарно, атласно. Из глубины годовых колец теплится этот свет.

(В.Бочарников.)

Текст №14.

Жарко пылают на солнце ярко-жёлтые шапки купальниц. Лепестки купальниц сомкнуты, сжаты в кулачок, а сам цветок как бубенчик, только что не звенит. Дрогнули жёлтые лепестки, разомкнулись, а там, на дне, где тычинки, крошечное оранжевое солнышко. Купавка, купавка, до чего же ты красива!

(Ю.Дмитриев.)

Текст №15.

Осина.

Королева осеннего леса – осина. Летом на простушку не обращали внимания. Листья у нее невзрачные, ствол серенький – настоящая лесная Золушка… Но осенью Золушка-осина превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия красок.

(Н.Надеждина.)

Текст №16.

Лекарственный цветок.

Ранней весной земля одевается в пышный зелёный наряд. Одним из первых пробирается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Но пройдет несколько дней, прикоснётся солнечный луч к зелёной травке, и на конце стебля начнёт распускаться цветок.

Растение преображается. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный ярко-жёлтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом…

(Н. Осипов.)

Текст №17.

Ягодка.

На одном крепеньком стерженьке сигнально светилась алая ягодка. Я бережно оторвал её от стебля вместе с прикипелой звёздочкой. Отгрыз, выплюнул чёрствую звёздочку. Донце ягодки было нежно, розовато, словно десна младенца, и вся она, с первым румянцем, с золотыми пупырышками на продолговатом тельце, с не налившимися ещё до округлостей боками, едва ощутимым ароматом, на на что не похожим, ни с чем не сравнимым, разве чуть-чуть с первым снегом, вся она, эта ягодка, первый подарок летнего солнца и земли, первая ласточка, которая хотя и не делает лета, но предвещает его неизменный приход, - совсем разволновала меня.

(В.Астафьев.)

Текст №18.

Машина.

Машин Сашук знает много: «газоны», «пазы», «Зилы»… Однако то, что он видит сейчас, даже не автомобиль, а чудо.

Кузов «Москвича» пылает. Огромные глазищи-фары не сводят с Сашука стеклянного взгляда. Маленькие медные глазки-подфарники следят за каждым его движением, а сверкающая пасть радиатора и бампера скалит огромные торчащие клыки.

Сашук медленно обходит машину вокруг и снова останавливается перед радиатором. От неё нельзя оторвать глаз. Даже сквозь пыль видно, какая она гладенькая – рука скользит по кузову, как по маслу… А в бампер и в колпаки на колёсах можно смотреться, как в зеркало. Вместо лица там видна смешная рожица.

(Н.Дубов.)

Текст №19.

Дуб.

На краю дороги стоял дуб. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видимо, суками и и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися берёзами.

Описание животного.

Текст №20.

Вдруг среди лесной тишины я услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. Шаги и треск сучьев слышались всё ближе. И вот из чащи березняка показалось что-то большое, тёмное. Неужели лошадь? Но в тот же миг я увидел, что это не лошадь, а огромный лесной бык – лось. Он вышел из мелколесья на поляну и, высоко подняв голову, оглянулся.

Как он был хорош, весь освещённый солнцем, на белом фоне березняка. И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки…

(Г.Скребницкий.)

Текст №21.

Большой чёрный очень красивый кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошёл к молодой липке у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о её тонкий ствол.

Я знаю этого кота. Он очень умный, храбрый. С большим чувством собственного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей, никогда не унижаясь до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. Хозяева выпускают его погулять во дворе. После прогулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед квартирной дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется.

Л.Ленч.)

Текст №22.

Петух.

Петух был такой красивый и смелый.

На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках. А в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.

Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три неторопливых шага, будто предоставлял ему возможность ещё раз подумать. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья. Низко прогибал голову. Его длинный хвост волочился по земле, как плащ.

(Е.Носов.)

Текст №23.

Воробей.

Идёт весна! Каждый старается принарядиться для встречи её. Даже воробьи и те хотят встретить весну попараднее.

Всмотритесь, ведь это не тот воробей, которого мы видели зимой. У зимнего воробья клюв был жёлтый, а теперь почернел. Зимой воробей был неуклюж. Он ерошил свои перья, чирикал редко, больше всё хмурился. А теперь его не узнаешь. Пёрышки блестят, лежат плотно, и весь воробей выглядит таким ловким франтом. Говорлив стал просто на удивление. Полюбуйтесь, вот он на крыше. Хвост поднят кверху, крылышки опущены. С задорным видом поглядывают глазки направо и налево.

(М.Богданов.)

Текст №24.

Лохматую и коротконогую, которая после борзых казалась как бы соскочившей с ходуль, звали спаниель. Уши у этой низкорослой испанки свисали до земли, а короткий хвост всё время качался с неустанностью маятника.

(М.Баранова.)

Текст №25.

Дятел.

Живёт в лесу дятел. Спинка у него чёрная, крылья пёстрые, а на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу. Бежит вверх, а сам клювом по коре стучит. Это он жучков всяких под корой дерева ищет.

Наступила зима. Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать.

(Д. Горлов.)

Текст №26.

Васька.

Котичек-коток, серенький лобок. Ласков Вася, да хитер, лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот. Выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные. Зубки-то кривые, когти выпускные!

(К.Д. Ушинский.)

Текст №27.

Пушок. В доме у нас жил ёжик. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушок.

Голодный Пушок гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал с собой Пушка гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток.

Зимой я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы его теперь молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся ёжик, заберётся под печку, свернётся клубочком и спит.

(Г.Скребницкий.)

Текст №28.

Чудище.

Животное, на первый взгляд, напоминало носорога, так как обладало маленьким рогом на переносице. Пара же больших рогов, возвышавшихся на лбу и направленных вперёд, придавала ему сходство с некоторыми быками. Во всём же остальном оно отличалось и от носорогов, и от быков. Голова по сравнению с туловищем была непропорционально велика, достигая чуть ли не двух метров в длину. Задняя часть черепа расширялась в плоский и широкий гребень, который можно было принять за огромные растопыренные уши, но в действительности это было только украшение или защита верхней половины шеи, покрытое мелкой чешуёй, а по наружному краю – острыми зубцами. Этот воротник, несомненно, увеличивал вес и без того огромной головы и мешал поднимать её вверх.

Передние ноги были значительно короче задних, так что животное двигалось, высоко подняв свой крестец. Когда голова и ноги этого животного скрывались в высокой траве, оно напоминало целый холм, достигавший почти пяти метров в вышину.

Массивное туловище его было покрыто панцирем из круглых пластинок, более крупных на спине и боках, мелких в крестце, ногах и брюхе. Туловище оканчивалось недлинным, но толстым хвостом, который служил опорой для задней части тела. От конца морды, представляющего собой острый клюв, до начала хвоста животное имело около восьми метров.

(В.Обручев.)

Последние новости

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT