Стратегические задачи деятельности Музея «Хранитель времени» МБУ гимназии № 38 Г. Тольятти

 В школьном музееФункционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса с целью сохранения исторической памяти народа, повышения качества воспитательной работы

Сохранение памяти о событиях истории страны, города, гимназии.

Широкая пропаганда знаний по истории и краеведению.

Развитие чувства патриотизма, уважения к традициям, ответственности и чувства долга по отношению к своему народу, Родине, городу, микрорайону, семье

Помощь учащимся в углублённом изучении истории Отечества, основ защиты государства, которые позволяли на протяжении веков выполнять эту задачу

Создание современного Музея, оснащенного современным оборудованием, создание на его базе тематической видео- и аудиотеки

Развитие проектной исследовательской деятельности с привлечением экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями, родителями

Развёртывание поисковой деятельности, шефской помощи ветеранам ВОВ, создание на базе Музея детского и молодежного музейного объединения.

Создание исследовательских групп среди учащихся школы

Создание групп из активистов музея с целью систематической работы в музее, увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в истории, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных и музейных уроков

Совместная поисковая, исследовательская работа с Музеями техники ВАЗа, Краеведческого музея г. Тольятти, Музея им. Алабина в г. Самаре, Городским и областным архивами, кафедрой Истории России ТГУ в целях дальнейшего развития школьного музея, подготовки экскурсоводов, сменных экспозиций.

 

В школьном музееКОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ

I. Введение.

 

      Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

 По своему профилю Музей МОУ гимназии № 38 является краеведческо - историческим музеем. Он воссоздает страницы истории страны, края, гимназии. Название музея – «Хранитель времени».

II. Содержание проблемы патриотического воспитания и

обоснование необходимости ее решения средствами школьного музея.

 

      События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

     Очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

В школьном музееIII. Цели и задачи школьного музея.

      Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.

 

IV. Совершенствование программы деятельности музея.

 

Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» от 16 февраля 2001г. №122,

Федеральный закон `О днях воинской славы (победных днях) России` от 10 февраля 1995 г,

Положение об общественных музеях,

     Программа развития музея предусматривает мероприятия по усилению противодействия искажению и фальсификации истории Отечества. В экспозиции школьного музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы истории страны. Основная работа музея - пропаганда традиций народа. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

     Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, передают свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках деятельности школьного научного общества.

В числе важнейших мер предусматривается использование школьного музея в учебно-воспитательной работе с учащимися. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе. Опыт многих школ подтверждает целесообразность проведения уроков в самом музее с учетом его профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов истории страны и города

     Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год или полугодие предусматривать работу учащихся в музее и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории России и края.

     Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации общественно-полезных дел. Для этого планируется проведение комплекса мероприятий: экскурсии и походы по родному края, широкое проведение дней и месячников защитника Отечества, встречи с ветеранами, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, интеллектуальные игры и т.д.

 

V. Механизм реализации программы развития музея.

Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея. Привлекая актив учащихся, совет:

направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея,

организует учет и хранение существующих фондов, » проводит экскурсии по экспозициям музея,

разрабатывает план работы.

     В школьном музееОсуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие повышения действенности музея в учебно-воспитательном процессе. Координацию деятельности совета осуществляет руководитель школьного музея. Предполагается активнее привлекать ветеранские и творческие организации и союзы к работе в школьном музее, полнее использовать их опыт и духовный потенциал в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.

     Но главную координацию деятельности по развитию и организации работы музея осуществляют директор гимназии, его заместители. Они обеспечивают контроль над тем, чтобы материалы школьного музея использовались в учебной, внеклассной, внешкольной работе, чтобы все документы, особенно подлинники, бережно хранились.

 

VI. Оценка эффективности реализации программы развития музея.

 

В результате осуществления программы развития музея ожидается:

обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

оптимизация работы по патриотическому и краеведческому воспитанию школьников в современных условиях.

Последние новости

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT