Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе
Автор: учитель высшей квалификационной категории
Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной деятельности и познавательным способностям подрастающего поколения. В этой связи одной из приоритетных задач современной школы выступает развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. В этом процессе наибольшее значение имеет младший школьный возраст, который является ключевым этапом становления личности как субъекта познавательной деятельности.Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. В связи с этим в ОУ возникла необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, основная цель которых создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей обучающихся, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Выявление одаренных детей и создание условий для их самореализации строится в гимназии на основе следующих принципов,представленных на слайде:
1. непрерывности выявления и поддержки одаренных детей (дошкольная группа – начальная школа – основная школа);
2. взаимодействия всех субъектов образовательного процесса .
3.вариативности методов, приемов и форм работы с одаренными детьми посредством олимпиад, исследовательских конференции, предметных недель, дистанционных викторин, соревнований, проектной и исследовательской деятельности, социального проектирования, спортивных соревнований, выставок, факультативов).
Перед учителями кафедры были поставлены следующие задачи:
1. Разработать методику выявления одарённых детей.
2. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
3. Создать условия для самореализации одарённых детей.
4. Разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.
5. Создать благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
6. Внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
.Выпускники гимназии должны обладать устойчивой системой позитивных мотиваций, стремлению к активному включению в учебную деятельность, готовностью к выполнению сложной умственной работы, успешному преодолению интеллектуальных задач. Для реализации этих приоритетов была продолжена в этом учебном году работа по прогрессивным системам развивающего обучения: Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова., УМК "Перспективная начальная школа". Педагоги начального звена гимназии используют в работе технологии: развивающего обучения, проблемно-деятельностного обучения,работы в группах, разноуровневой дифференциации, проектного метода обучения;проектирования комплексных проверочных работ,системы оценивания при безотметочном обучении в первом классе..Второй год кафедра начальных классов работает над методической темой « Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС НОО». Одной из основных целей обучения является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
В педагогике существуют много разных названий типологий урока,мы остановились на следующих типах уроков в системе РО:
Урок постановки учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач по применению открытого способа (понятия).
Урок контроля.
Урок оценки (самооценка, взаимооценка, оценка предварительная,
итоговая и т.д.). Принципы построения обучения
В связи с введением ФГОС, учителя кафедры в этом году решили сделать акцент на изучение структуры уроков постановки и реализации учебных задач,которые вызывают большие трудности ,так как особо отличаются от привычных форм и методов работы.Задача учителя на таких уроках не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс посредством разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.Предметом усвоения являются общие способы действия. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным задачам. За наименьшее время получить наибольший результат -вот задача РО. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением -информацией о нем. Развивает действие,а не лекция учителя. Учебная деятельность начинается с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. Каждый такой урок рассматривается через призму решения практических задач и строит работу учащихся в виде поиска и проб средств их решения( 1 задача-на ситуацию успеха, 2 задача- на «разрыв знаю- не знаю»,3 задача- на поиск способов решения,4 задача — на фиксирование общего способа действия в виде модели, 5 задача- на преобразование модели в ходе решения частных задач) Система такой работы оказывает влияние на целостное интеллектуальное развитие личности,так как показатель разумного теоретического мышления это способность человека проводить основание своих предметно-умственных действий,планирование и анализ.
Понимание общих принципов откроет детям способ находить эффективные способы решения задач,даст возможность выходить за рамки своего опыта,т.е. быть субъектами. Например,в системе Эльконина-Давыдова,столкнувшись во 2 классе с задачей проверки слабой позиции для гласной ,можно организовать поисковую работу так, чтобы в процессе анализа ребенок уяснит для себя общий фонемный принципи русского письма,что позволит ему в конце года написать с пропусками орфограмм диктант среднего звена. Чтобы научить ребенка мыслить,надо научить его действовать с учебным материалом сознательно,тогда и обучение становится развивающим, а личность при этом интеллектуально развивается.
Учебная деятельность направляет интерес ребенка к содержанию знаний, создает диалогическую форму общения учителя с детьми,детей между собой.Каждый учитель сейчас должен овладеть новым типом отношений в сотрудничестве. Научиться организовывать и поддерживать учебный диалог, что является,по моему, самым сложным компонентом педагогического мастерства, так как оно не имеет стандартных решений. Исследование в принципе не может быть индивидуальным, оно предполагает критичное сопоставление точек зрения, нуждается в активном оппоненте. Быть субъектом учения ребенок может только в рамках диалога.Задача учителя при этом состоит в том, чтобы выявить вовремя эти точки зрения, помочь сформулировать аргументы при анализе. То есть единственным средством ,которым располагает учитель, организующий поиск на уроке, является последовательное изменение условий решаемой задачи,чтобы анализируя их, ученики наметили для себя очередные шаги поиска нужного решения.Меняя содержание,метод изложения,средства для организации процесса обучения , мы создаем иную среду жизнедеятельности ребенку,подлинную ситуацию развития личности.Это проявляется в том,что утверждается система равных отношений со сверстниками и учителем,складывается обстановка увлеченного интеллектуального поиска,формируется чувство ответственности в группе за свою деятельность. Детство поднимается на новую качественную ступень,удовлетворяя базовые потребности личности.
Каждый из учителей выбрал для разработки на этот год методичесую тему,связанную с общей. Лично я поставила перед собой цель-апробировать контрольно-оценочную деятельность,заявленную в теории системы Эльконина-Давыдова, и самой разработать материалы мониторинга по русскому языку. Для этого я доработала календарно-тематическое планирование ,отразив на всех этапах обучения формирование универсальных учебных действий,разработала стартовые,диагностические, проверочные работы, создала набор карточек для ликвидации пробелов,итоговые контрольные работы с предварительной самооценкой,которые предполагают большой объем репродуктивного уровня и творческого характера, где проверяется уровень познавательного интереса,умение отслеживать свои возможности и результаты, а мне позволяет отслеживать формы элементов теоретического мышления относительно каждого ребенка, не сопоставляя его с другими.
Вся система мониторинга педагога строится вокруг предметно-содержательных линий в обучении.Внутри каждой такой линии выделены критерии оценки действий учащихся, и это находит отражение в системе проверочно-диагностических работ педагога.
1. Стартовая проверочная работа, которая проводится в начале учебного года, направлена на определение уровня актуальных знаний и умений учащихся через выполнение известных им заданий, а также на формулирование вопросов, проблем, которые должны будут решиться в ходе текущего учебного года через специальные задания «на разрыв» в стартовой работе. После ее выполнения при анализе этой работы на этом же уроке дети пришли к выводу, что те задания, которые они смогли выполнить (1, 2, 5, 6, 7) – задания 1-го класса. Возле этих заданий дети поставили индекс «А». Задания (3, 4, 8, 9) они для 2-го класса. Возле этих заданий дети поставили индекс «Б». В стартовой работе рядом с номером заданий дети сами проставили эти индексы. Задания для 2-го класса дети сразу отмели и анализировали только задания на изученный материал. В первой графе таблицы «номер задания» указаны номера заданий, в которых проверяются умения, перечисленные в графе «Критерии, тематика».
В третьей графе «Согласованная оценка: моя и учителя» проставлена ребёнком и согласованная учителем оценка по итогам выполнения заданий работы.
В графе «Возможные №№ заданий для ликвидации проблем и трудностей» предложен материал на ликвидацию ошибок старта: § 1 учебника (с. 420, упр. 123) и карточки самостоятельной работы №1,
2.Домашняя самостоятельная работа учащихся занимает в образовательном процессе особое место. После диагностических работ дети в течение 10 дней выбирают себе домашние задания на допущенные пробелы для индивидуальной коррекции,сами планируют колличество заданий и время их выполнения,после чего посещают уроки-консультации, мастерские и уроки-презентации своих сделанных работ. Цель такой работы – научить учащихся определять самим индивидуальные траектории своей работы в учебном предмете.
3. Проверочная работа по итогам домашней самостоятельной работы учащихся, как правило, содержит в себе все основные предметно-содержательные линии учебного курса и проводится в рамках презентаций учащимися результатов своей самостоятельной работы.
4. Диагностическая работа по освоению операционального состава способа действия, которая разрабатывается и проводится учителем с целью определения «проблемных точек» в освоении того или иного способа действия. Работа проводится дважды: на «входе» (после введения, конструирования способа) и на «выходе» (после периода освоения этого способа).
5. Проверочная работа по итогам решения учебно-практических задач курса представляет собой набор трехуровневых задач (13 задания), с помощью которых учитель проводит диагностику уровня овладения учащимися способами действий. В отличие от диагностической работы, где учитель оценивал освоение учащимися отдельных операций, входящих в способ действия, в проверочной работе учитель определяет, на каком уровне находится ребенок (класс), использует тот или иной способ, средство.
Так, критерием достижения первого(формального) уровня является выполнение задания, для которого достаточно выполнить по заданному алгоритму или образцу.
Второй уровень(репродуктивный) проявляется в умении определять способ действия, ориентируясь не на внешние признаки ситуации, а на лежащие в ее основе существенные отношения и понимание его сути. Критерием достижения этого уровня является выполнение заданий, где структура существенных отношений замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной ситуации.
Третий уровень связывается со свободным (функциональным) владением неким способом действия. Эта свобода в общем случае проявляется в ситуациях, где способ выступает как пластичный и надежный ресурс действия.
6. Итоговая проверочная работа ставит своей целью определить уровень освоения учебного материала каждым учащимся на конец учебного года по учебному предмету. В итоговую работу должны быть включены все предметно-содержательные линии. Каждая линия должна быть представлена трехуровневой задачей с целью определения уровня успеваемости учащихся в конкретном учебном предмете. Именно по результатам итоговой проверочной работы и подводятся окончательные итоги учебного года.
7. Выполнение проектных задач ставит своей целью организацию мониторинга со стороны педагога за формированием учебного сотрудничества, классного сообщества у младших школьников. Проектные задачи могут быть предметными, межпредметными и разновозрастными.Они, как правило, состоят из набора связанных между собой общим сюжетом заданий, с помощью которых и задается общий способ проектирования как вида деятельности.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Так в этом году мы с ребятами занимались проектом в творческой мастерской и преобразовывая текст сказки «Колобок» создавали разные жанры публицистики:телевизионное интервью, газетную новость криминальной хроники, статью в научный журнал, рецепт в кулинарную книгу.
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. .На кафедре мы создаем банк накопления проектных задач для практического применения учебных навыков.Отслеживание результатов этих видов работ позволяет учителю и завучу оценивать динамику формирования контрольно-оценочных умений младших школьников.
Важной составляющей деятельности каждого учителя начальных классов является организация внеучебной работы по предмету по следующим направлениям:
-подготовка и проведение олимпиад и конкурсов по предметам;
-проведение занятий по подготовке будущих первоклассников;
-создание методических материалов для внеклассной работы по предметам;
-проведение тематических внеклассных мероприятий (викторин, игр, Смотров знаний, и т.д.);
-участие в конкурсах по предметам разных уровней.
В арсенале инновационных педагогических средств особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты -это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.
Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей
На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование УУД:Развитие умений видеть проблемы ,выдвигать гипотезы ,задавать вопросы. В первом классе все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Второй этап-второй класс начальной школы.Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий.Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. В этом году к юбилею гимназии был объявлен проект «Школа моей мечты»,где дети пробовали себя в роли будущих архитекторов и компьютерщиков,дизайнеров и художников,авторов сочинений и презентаций. Награждение проходило в зале ДК и Т Ваза, и это событие было почетно и значимо.
Система работы учителя с одаренными учащимися представлена по следующим направлениям:
На уроках – индивидуальная дифференцированная исследовательская работа,технология деятельностного обучения,технология учебных проектных задач.
Кружковая работа по предмету во внеурочной деятельности,
Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель
Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей
Участие в школьной Научно – практической конференции с защитой
учебных проектов
Участие в занятиях городского клуба «Эрудит»
Участие в городской олимпиаде учеников-занковце
Участие в олимпиадах Международных,Всероссийских, Региональных
уровнях
Участие в творческих конкурсах разного уровня
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие интеллектуальных способностей и потенциала учащихся, являются школьные декады.Мы уже несколько лет с учителями планируем все мероприятия максимально под запросы детей,где важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются не только олимпиады,но и КТД. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. (КВН «Знатоки родного языка», познавательная игра «В стране дорожных знаков», виртуальное путешествие «Сказкоград», «Интеллектуальный марафон», «Самый эрудированный ребенок» , «Город Мастеров»,«Театральный фестиваль» . Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных детей обладают различные кружки,представленные во внеурочной деятельности и дополнительном образовании «Умники и Умницы», «Информатика в играх и задачах», «Занимательный английский», «Мы исследователи», «Игровые технологии на русского языка», «Жигуленок».
Наличие системы работы с одаренными детьми подтверждается количеством в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, спортивных конкурсов и соревнований.
Ученики начальной школы активно и достойно участвуют во Всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры», «Познание и творчество», «Всероссийская дистанционная междисциплинарная олимпиада», «Фактор роста»,Международного математического конкурса «Кенгуру», Международного конкурса по основам наук «Урфоду»,городских и районных предметных олимпиадах. С каждым годом возрастает количество охвата детей в участии различных конкурсов и проектах. Оособо важна работа учителя как классного руководителя, который свою работу начинает с планирования диагностики одаренности,намечает задачи и формы работы с талантливыми детьми. Для успешной работы с одаренными детьми он формирует Банк данных, организует работу по составлению Портфолио личностного роста и творческих достиженийРабота в этом и других направлениях требует постоянного стимулирования детей, формирования у них понимания значимости учебных и творческих достижений, их общественного признания. Наиболее значимыми формами поддержки одаренных детей являются следующие:
1. ежемесячное чествование и награждение школьников на общешкольной линейке дипломами, грамотами и ценными подарками, успешно выступивших и просто принимавших активное участие на региональных, муниципальных и школьных олимпиадах и конкурсах;
2. публикации исследовательских и творческих работ школьников на страницах общешкольной газеты;
3. в гимназии проводится ежегодно Фестиваль детских достижений и творческий конкурс «Минута славы».
4. участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Педколлектив старается выполнять свою основную задачу -строит учебную и внеурочную деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности каждого уч-ся, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не проходят мимо нашего внимания, реализовываются и развиваются в нашей педагогической деятельности с этими детьми. На юбилее нашей гимназии кафедра начальных классов получила заслуженную награду : статуэтку Нику за достойную поддержку детских начинаний.
Также читайте новые статьи в методической копилке:
-
1Урок по математике "прибавление числа к сумме"09.01.2018
-
2Развитие интеллектуальных способностей в начальной школе16.04.2017
-
3Урок русского языка «Правописание окончаний-нарушителей в существительных»16.04.2017
-
4Проектирование технологической карты урока16.04.2017
-
5Проект «Стили речи» Творческая мастерская. Запись сказки Колобок в различных стилях речи16.04.2017