«Система работы по краеведению на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе»

Гулина Наталья Викторовна
учитель начальных классов первой категории



Часто говорят: «Пошел ребенок в школу – прощай детство». Прощай все, что оберегало и ласкало ребенка, когда он находился дома.
Конечно, маленький человек должен учиться, но это не должно означать разрыва с миром детства, так как мы очень заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка вся принадлежит школе. К.Д. Ушинский писал: «Школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии детяти, на которое гораздо больше влияния оказывает время, природа, семейная жизнь».
В настоящее время разорвана нить, которая связывает поколения и делает их представителями одной нации. Чтобы восстановить эту связь, необходимо с первого класса уделять внимание краеведению, т. к. сказки, небольшие рассказы, песни, пословицы, поговорки, загадки имеют огромное значение в воспитании детей. Знакомясь с ними, они входят в жизнь своего народа, начинают понимать ее течение, закономерности, обряды, обычаи и   т. д.
Развитие духовного мира ребенка начинается с дороги, соединяющей крыльцо его дома со школьным крыльцом. Чем знамениты село, город, поселок, где живет малыш, - все это должно пройти сквозь его сердце.
Известные педагоги страны: К.Д Ушинский, В.А. Сухомлинский – в своих педагогических системах уделяли большое место краеведению. Основу их системы составляет наглядное обучение, т. к. «… дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. (К.Д. Ушинский). Только такое обучение позволит учителю войти в мир детского мышления.
Созерцание окружающей действительности накапливает в памяти ребенка образы и картины. Ведь рождение гражданских чувств начинается с любви к тому месту, где ты родился и вырос, с любви к тем людям, которые тебя окружали и окружают.
Развивать и поддерживать любовь детей к родным местам помогает детальное знакомство с ними.
Каждый уголок родной земли, каждая местность богаты историей, и надо только интересно рассказать о ней детям, оживить какое-то событие, повлиять на чувства детей и вызвать уважение к делам и людям давно прошедших лет и к сегодняшним.
В начальной школе по программе уделяется какое-то место краеведению, но этого недостаточно.
Я решила разработать свой план, включая краеведческий материал на уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира, на классных часах, на внеклассных мероприятиях.
С этой целью пришлось самой серьезно заняться изучением необходимой литературы, не один раз побывать в краеведческом музее, в Техническом музее ВАЗа, совершить экскурсии по городам области, посетить мужской монастырь в Шлюзовом, храмы и часовни города, побывать в Ташле, Винновке,  в Большой Рязани («святые места»), совершить путешествие по Волге.


Получился такой план работы с учащимися начальной школы по краеведению.


I. Класс:
1)    Беседа «История г. Тольятти». (Сентябрь).
2)    Автобусная экскурсия по Тольятти. (Ноябрь, каникулы).
3)    Классный час «Чем пахнет Рождество?» (История возникновения праздника и празднование его на Руси, а значит и в Самарской губернии. (Январь).
4)    Конкурс рисунков на тему: «Как красив мой край родной!» (Февраль).
5)    Посещение Краеведческого музея, ознакомление с отделом «Природа». (Апрель).


II. Класс:
1)    Классный час на тему: «Наш город – Автоград». (Сентябрь).
2)    Экскурсия в Технический музей ВАЗа. (Весенние каникулы).
3)    Утренник на тему: «Выбирая себе дорогу, с Автоградом шагаю в ногу». (История ВАЗа в судьбах родителей, учащихся класса бабушек и дедушек). (Январь).
4)    Интегрированный урок изобразительного искусства и чтения на тему: «К нам в гости масленица пожаловала». (Происхождение и празднование масленицы на Руси и в нашем городе). (Март).
5)    Экскурсия в лес и целью наблюдения за просыпающейся природой. (Май).


III. Класс:
1)    Классный час «Край родной, навек любимый!» («Окружающий мир» и «Чтение»).
2)    Посещение краеведческого музея. Подробное ознакомление с отделом музея «Животный мир». (Чтобы не распылять внимание детей младшего школьного возраста, сначала лучше подробно знакомить с некоторыми отделами музея). (Октябрь).
3)    Внеклассное чтение по книге «Легенды и были Жигулей» (Январь).
4)    Автобусная экскурсия в с. Ташла («По святым местам Самарской области»). (Март).
5)    Внеклассное чтение по сказкам самарского писателя Бондаренко. (Май).
IV. Класс:


1)    Классный час на тему: «Чье имя носит моя улица». (Октябрь).
2)    Классный час «Известные люди нашего города». (Декабрь).
3)    Исследовательская работа над топонимами родного края (название деревень, поселков, рек, городов). В помощь привлекаются родители. (В течение февраля).
4)    Краеведческая викторина (материал прилагается). (Апрель).


Постепенно накапливая материал, использую его на уроках русского языка и математики.
Так, часто сама составляю задачи на сложение, вычитание, деление, умножение, используя цифры, рассказывающие о количестве выпускаемых за сутки, неделю, месяцы, год машины на ВАЗе, о количестве учебных заведений в городе, построенных зданий, квадратных метрах жилья, заработной платы и т. д. Данные беру из газеты «Волжский автостроитель». На уроках русского языка составляю предложения для грамматического разбора, связанные с краеведением.




ПРИЛОЖЕНИЕ


Краеведческая викторина.

Цель: Знать историю своего города и края; уметь рассказывать о событиях.

Задачи: Развитие мышления, памяти учащихся; воспитание любви к родному краю, уважения к делам и людям своей местности.

1)    В каком году был основан город Ставрополь-на-Волге? (1837).
2)    Кто является основателем нашего города? (В. Татищев).
3)    Сколько раз рождался город? (Трижды)
4)    В честь кого и почему он назван Тольятти?
5)    В каком году город стал называться Тольятти? (1964).
6)    В каком году стал строиться новый город? (октябрь 1967).
7)    Когда с конвейера ВАЗа вышел первый автомобиль? (1970).
8)    Какие марки машин выпускают на ВАЗе?
9)    Каково население нашего города? (730  000 чел.).
10)    Сколько человек проживает в Новом городе? (около 380  000).
11)    Сколько территориальных районов в Тольятти? Назовите их.
12)    Каких известных людей нашего города вы знаете? Чем они прославились? (А. Немов, А. Герунов).
13)    Какие города есть в Самарской области?
14)    Какой город по количеству жителей больше – Самара или Тольятти, Тольятти или Сызрань, Новокуйбышевск или Отрадный?
15)    Назовите «святые места» нашей области. Почему они «святые»?
(Ташла, Большая Рязань).
16)    Какие достопримечательности родного края вы знаете?
17)    Какие знаменитые люди прошлого посещали или жили в нашем городе? (Ал. Толстой, М. Горький, С. Аксаков).
18)    Как называются горы, проходящие вдоль Волги?
19)    Какие еще реки протекают по Самарскому краю? (Сок, Самарка, Уса…).
20)    Какие животные обитают в наших лесах?

В конце викторины подводится итог, объявляются победители, происходит их награждение.

Последние новости

  • Всероссийский  «День Эколят"
    22.04.2024

     

    Уважаемые педагоги и родители!

    Информируем Вас о проведении ежегодного Всероссийского «Дня Эколят»...

  • Диктант Победы
    22.04.2024

     

    В МБУ "Гимназия №38", 26 апреля 2024 года, в 13:00, состоится Диктант Победы...

Вестник образования России Рисунок-ссылка

сайт Министерства просвещения Российской Федерации в сети "Интернет" do.tgl.ru   fipi.ru 

 

 

  

 

 

ВЫБОР СХЕМЫ ЦВЕТОВ ФОН+ТЕКСТ:

ЦВЕТ ЗАГОЛОВКОВ

:

ЦВЕТ ТЕКСТА

:

Интервал букв


Тип шрифта


РИСУНКИ



ТЕГ ALT